Oops! It appears that you have disabled your Javascript. In order for you to see this page as it is meant to appear, we ask that you please re-enable your Javascript!

ХШЗ

Военная техника ХШЗ

Производитель — ХШЗ (Харьковский шрифтолитейный завод, г. Харьков, ул Энгельса, 10).
Всего известно 8 моделей, выпущенных этим производителем как непрофильная побочная продукция.
в 1982 по официальному запросу c Тульского патронного завода была предоставлена документация и образцы продукции.
Но на Харьковском шрифтолитейном выпускать копии ТПЗ не стали. Все что выпущено, хоть и взято с образцов ТПЗ, однако литье в свои собственные формы, сделанные по мотивам военной техники с Тульского патронного.
По времени выпуска, по самим моделям как и по их нумерации точной информации скорее всего уже никто не даст. Самостоятельное условное определение — начало выпуска не раньше 1982 года, и конец может быть обозначен 1992-м годом, так как последние коробки известны именно с такими датами. Существуют коробки и вообще не датируемые, и репринты, и фантазии новоделов. Но к ХШЗ это скорее всего не относится…

На фото — все что имеется из военной техники ХШЗ вместе с подделкой под ХШЗ. Вместо тягача с платформой ХШЗ сюда по ошибке попал тягач с ТПЗ. Исправим.


 

Модели военной техника ХШЗ по номерам.

Сразу нужно оговориться. С нумерацией ХШЗ есть небольшая путаница. Так, например, что было под №5 — установить не удается, за то есть одна НЕ номерная модель — бронеавтомобиль, взятый с аналогичной модели ТПЗ, но с добавленными «ПТУРСами». Новодел. Была ли такая модель в оригинальных ХШЗ — сведений нет.
Далее. Седьмого номера тоже нет, за то есть ДВА №6!!!))). Под шестым номером получается и бронеавтомобиль ракетный и танк Т-34. Если взять условно у бронеавтомобиля (БРДМ с ПТУРСами) настоящий №5, а у бронеавтомобиля ракетного №7 — то все стало бы на свои места и список получился бы следующий:

Модель №1 — Тягач с ракетой.
Модель №2 — Тягач с платформой.
Модель №3 — Грузовой автомобиль.
Модель №4 — Катюша.
Модель №5 — Бронеавтомобиль.
Модель №6 — Танк Т-34.
Модель №7 — Бронеавтомобиль ракетный.
Модель №8 — Истребитель танков.


 

№1 — Тягач с ракетой.

Кроме ХШЗ, выпускался еще на:
ТПЗ (Тульский патронный завод) под №7 «Тягач с ракетой»
ЗТЗ (Запорожский трансформаторный завод) №7 «Тягач с ракетой»

Фото 1 — «Тягач с ракетой». ХШЗ, оригинал.
Фото 2 — прототип игрушки — тягач МАЗ-535А с ракетой Р-14. Наиболее эффективный тягач Холодной войны. Обеспечивал надежный военный паритет и устойчивый мир во всем мире.

В отличии от ТПЗ и ЗТЗ здесь ракета окрашена в серебро с красной боеголовкой.

Сплав металла видимо с нарушениями технологий. Слоится и это видно. Лакокрасочное покрытие отшелушивается ломтями.
Модель очень редкая. «Тягач с ракетой» встречается гораздо реже чем все остальные модели ХШЗ. В мою коллекцию попал с легкой подачи Егора Тысячного, г. Санкт-Петербург. За что огромная благодарность.



Несколько фотографий тягача с ракетой Харьковского шрифтолитейного завода из коллекции Егора Тысячного. Нижний ряд, крайние две фото — сравнение моделей ХШЗ и ЗТЗ.


 

№2 — Тягач с платформой.

Кроме ХШЗ, выпускался еще на:
ТПЗ (Тульский патронный завод) под №8 «Тягач с платформой».

Фото 1 — «Тягач с платформой». Современный «перелив» под ХШЗ. Возможно безымянных харьковских «мастеров».
Фото 2 — прототип игрушки — тягач МАЗ-535А.

Качество литья — отсутствует. Но даже в таком исполнении — это ТЕПЕРЬ УЖЕ редкость.

А это уже оригинал. Ко мне попал опять же, благодаря Егору Тысячному.
Крайние две фотографии — сравнение кабин тягачей.


 

№3 — Автомобиль грузовой.

Кроме ХШЗ, выпускался еще на:
ТПЗ (Тульский патронный завод) под №9 «Автомобиль грузовой».

Фото 1 — «Автомобиль грузовой». ХШЗ, оригинал, без тента. С тентом найти очень сложно.
Фото 2 — возможный прототип игрушки — КрАЗ-214Б, полноприводный грузовой автомобиль повышенной проходимости.

«Автомобиль грузовой» с тентом. Появился в коллекции гораздо позже, благодаря Егору Тысячному. Тент, как и в ТПЗ, съемный. Но выполнен из мягкой пластмассы.

«Автомобиль грузовой» во всех возможных ракурсах.

А здесь хотел показать все «за и против», слоеный материал, отлущивающееся лакокрасочное. На некоторых фото колеса от ТПЗ. Не обращаем на это внимание, просто модель пришла вообще без колес, а оригинальных не было чтобы поставить. Нижний ряд — бывшая «Катюша». Видно места слома креплений пусковой установки.

Существуют модели грузовика и катюши, выпущенные на ХШЗ, намного превышающие размеры моделей от ТПЗ и серьезно уступающие по качеству. Это вызывало много вопросов. Оказывается, эти модели Шрифтолитейный завод выпускал еще со средины 70-х. Тоесть еще ДО того как с ТПЗ пришла документация в 1982-м году! Выходит что даже на ХШЗ были разные выпуски, и еще не известно, кто раньше начал выпускать эти грузовики… По словам моего коллеги, Егора Тысячного — «Первые выпуски — большие, разваливаются слоями, с годами сами по себе деформируются и на ощупь неприятные. А вот поздние (я так понимаю после 82-го года) один в один как ТПЗ по размерам и не слоятся, не деформируются. Да и на ощупь приятно сидят в руке, углы шлифованные и т.д. Вот такая разница».
Ниже представлены фотографии такого грузовика из коллекции Егора Тысячного.

 

 

 

Действительно. Размер существенно разный. Такие модели встречаются особо редко.

№4 — Катюша.

Кроме ХШЗ, выпускалась еще на:
ТПЗ (Тульский патронный завод) под №11 «Миномет гвардейский»
ЗТЗ (Запорожский трансформаторный завод) №3 «Миномет гвардейский»

Фото 1 — катюша, модель №4 военной техники ХШЗ.
Фото 2 — БМ-13Н на шасси Studebaker US6.

 

 

«Катюша» от ХШЗ, оригинал.

Нашлась вот здесь. Интересно, каким образом она попала в Варшаву. Но факт, у нас найти никак не мог продолжительное время. На разницу в оттенке не обращаем внимания, цветопередача фотоаппарата другая. Скрин с польского «Аллегро». Некоторую информацию, по морально-этическим соображениям затер.

Несколько сравнений «Катюши» от ХШЗ и «Минометов гвардейских» ТПЗ и ЗТЗ.

 

 

Ну а это «перелив под ХШЗ» в исполнении неизвестных харьковских мастеров.

 

Сравнения Егора Тысячного.


 

№5 — Бронеавтомобиль.

Скорее всего что на ХШЗ не выпускался никогда. Существует мнение… да и не мнение а просто рассказы что ВОЗМОЖНО выпуск был вместе с танком на ДЗТП (Днепропетровский завод тяжелых пресов). Однако оригиналов ни ХШЗ ни ДЗТП нигде не представлено. А то, что представлено ниже — творчество неизвестных харьковских мастеров.

Фото 1 — бронеавтомобиль, безномерная модель, условно №5.
Фото 2 — БРДМ-1 с ПТРК 2К15/16 «Шмель».

 

Вот такое имеем литье «под ХШЗ».

 

Импровизированный «Шмель» взят от «Противотанковой ракетной установки» ТПЗ и поставлен на «Бронеавтомобиль», тоже от ТПЗ.

 

А на «как бы репринтной» коробке написано что это конкретно Харьковский шрифтолитейный завод. И прочее.

 

Очень красивый «запил» на эту тему от Евгения Корниенко.


 

№6 — Танк Т-34.

Кроме ХШЗ выпускался еще на ТПЗ, тоже под №6 «Танк».

Фото 1 — «Танк». ХШЗ, оригинал.
Фото 2 — прототип игрушки — танк Т-34, легенда нашего оружия, лучший танк второй мировой.

 

 

«Танк» от ХШЗ в подробностях.

 

Оригинальный «Танк» и оригинальная коробка от него.

 

Днище «Танка». Далее — сравнение днища ХШЗ и ТПЗ, вариант «на колесе». Фото №13 — сравнение с днищем ТПЗ, вариант «на гусенице». И крайнее фото справа — сравнение с днищем ТПЗ, сувенирный вариант.

 

Сравнение башни и передка. Фото №№15, 17 — ТПЗ, №№16, 18 — ХШЗ.

В моей коллекции таких танка целых два. Хвастаюсь))).


 

№7 — Бронеавтомобиль ракетный.

В таком исполнении и стакими ракетами кроме ХШЗ нигде больше не выпускался.

Фото 1 — «Бронеавтомобиль ракетный». Игрушка изображает БТР-152 с какими то несуразными ракетами.
Фото 2 — возможный прототип игрушки — БТР-152. ПТУРСами эта машина вооружена не была. А уж такими «ракетищами» тем более.

 

 

«Бронеавтомобиль ракетный». Оригинал ХШЗ. Нижний ряд крайнее фото справа —
современный перелив под ХШЗ и репринтная коробка. Взято с интернета, для наглядности.

Супер редкость. «Бронеавтомобиль ракетный» на спарке. Взято с интернета. Если найдется автор этих фото — прошу откликнуться.

В моей коллекции есть вариант «на спарке» и с закрытым днищем. Но только вот в таком виде…

Итого, имею три таких «броневичка». Два целых и один «в разборе». У всех колеса как у ТПЗ. Почему?


 

№8 — Истребитель танков.

Ничего не известно о выпуске такой модели именно на ХШЗ. Ниже — творчество неизвестных харьковских мастеров.

Фото 1 — «Истребитель танков». Производитель неизвестен.
Фото 2 — ИТ-1 «Истребитель Танков», тех. название — «Объект 150» — советский ракетный танк, принятый на вооружение в 1968 году. Является первым и единственным принятым на вооружение «чистым» ракетным танком.

 

Вот такое имеем литьё. На днище ценник от ТПЗ.

 

Коробка. Без комментариев.

 

Корпус взят от «Танка Т-64», ТПЗ. Пусковая установка — урезка от «Противотанковой ракетной установки», тоже ТПЗ. Башня — от танка с ДЗТП. И плюс непонятно что с кормы. Бак наверное.

 

Ужасно спилен/сточен ствол. Качество литья отдельных деталей/компонентов вот такое.

Небольшое пояснение.

Под «неизвестными харьковскими мастерами» подразумевается неатрибутированый производитель, широко известный несколько лет назад. Часто ассоциируемый с маркой «Амолес». Скорее всего ошибочно. Потому что «Амолес» — это всего навсего интернет-магазин, одно время торговавший в основном подделками солдатиков и военной техники. В данный момент «Амолес» это тот же интернет-магазин, торгующий спецодеждой и прочими сопутствующими товарами. Но торговля — торговлей, а производство — производством. Кто-то же заморочился наделать столько пресс форм на солдатиков, технику. Кто-то же это отлил и распространил! Одно только это уже заслуживает определенного уважения. Другое дело что продукция то весьма и весьма сомнительного качества. И сам факт анонимности производителя тоже минус. По одной информации — это гаражное производство из г. Чугуев, Харьковской области. По другой — это бывшие сотрудники Харьковского шрифтолитейного завода, восстановившие (насколько это вообще возможно) несколько заводских пресс форм и добавивших уже своих на самые известные модели.
В любом случае это только версии. Сам по себе «Амолес» скорее всего ни при чем.


И под конец…

…взрыв мозга. Модель под номером 16!!! Это же подразумевается что кроме выложенных здесь 8-ми моделей было еще как минимум 8!!!

Кто знает что это такое — просьба написать или на почту или в ВК. Буду признателен. Фото с интернета.
Информационная поддержка и консультации — Егор Тысячный, г. Санкт-Петербург.
Фотографии из личной коллекции, из личного архива Егора Тысячного и Евгения Корниенко. Выложено 16.08.19.





У Воробья  

Анализ веб сайтов Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика